Кафедра экономики, предпринимательства
и бизнес-администрирования

Главное меню

Новости

Конференция под парусами. Северное море (Ставангер, Норвегия – Антверпен, Бельгия)

С 30.06 по 7.07.2016 г. зав. кафедры экономики и бизнес-администрирования СумГУ, директор Института экономики развития МОН и НАН Украины, д.э.н., профессор Л.Г. Мельник принял участие в необычной семидневной научной конференции «На пути к достижению целей сестейнового (устойчивого) развития» («Pathes Forward Sustainable Development Gloals»), которая проводилась во время недельного перехода парусного корабля «Фредерик Шопен» («Fryderyk Chopin») из пригорода Ставангера – Санднеса (Норвегия) в Антверпен (Бельгия) по Северному морю.

 

Экспедиция двухмачтового корабля (брига) была организована в рамках Программы балтийских университетов (BUP). Её инициаторами и спонсорами выступили шведский университет Уппсала (Uppsala University), финский университет Академия Або (Abo Academy University) и группа польских университетов. Польская сторона предоставила для плавания корабль с его командой (капитан; первый помощник, он же – штурман; боцман; два палубных офицера; механик и повар). Кстати, этот парусник под командованием того же капитана (Dr. Bartlomiej Skwara), но с другой командой (и тоже любительской) выиграл в прошлом году парусную регату. Соответственно, представители указанных трёх сторон выступили в качестве руководителей экспедиции: Ларс Остерлунд (Lars Österlund) (Швеция) – научный координатор, Доминика Стыгар (Dominika Stygar) (Польша) – координатор работы с парусами, Синикка Суомалайнен (Sinikka Suomalainen) (Финляндия) – организатор.

Уже из перечня команды видно, что самим же участникам конференции (35 преподавателей из 25 университетов, представляющих 11 стран) приходилось быть и матросами. Больше на паруснике было некому обеспечивать его жизнеспособность и управлять сложным корабельным хозяйством, включающем в том числе, более 30 парусов (на каждой из шести реях – yards, расположенных на двух мачтах – masts, а также в носовой и средней части корабля). Кроме того, приходилось дежурить на кухне (камбузе) и осуществлять уборку корабля.

   

Обычно в зависимости от силы и направления ветра, менять состояние парусов нужно было по несколько раз за сутки (ставить, снимать, поворачивать). Причём, случалось это приходилось делать по несколько раз за ночь.

Состав преподавателей-матросов был разбит на три вахты, дежуривших на палубе по 4 часа (в том числе, две вахты приходились на ночное время: 2400–400 и 400–800). При этом во время смены состояния парусов по сигналу тревоги все три вахты поднимались на палубу для обеспечения этой сложной операции.

Во время дежурства вахты работы хватало на всех: по очереди стоять за штурвалом, следить за возможными опасными объектами слева и справа по курсу корабля, красить или полировать детали корабля, пр. Работа на равных выполнялась всеми участниками конференции: от молодых преподавателей до её руководителей.

И хотя спать чаще всего приходилось по 3-4 часа в сутки, ничто не могло отвлечь от главного – работы на конференции: 2 часа до обеда и 2 – после обеда. В научных докладах и в полемике на круглых столах рассматривались наиболее актуальные вопросы сестейнового развития: «зелёная» энергетика, сестейновое использование воды, сестейновый транспорт, сестейновое поселение, «зелёная» экономика и сестейновое потребление и др.

Проф. Л. Г. Мельник сделал доклад о проблемах формирования «зелёной» энергетики, что соответствует тематике проекта ЕС Жана Монне, руководителем которого он является.

Однажды во время плавания в предштормовом бушующем море команде пришлось в течение трёх часов трижды менять положение парусов. Сложность и многофакторность поддержания устойчивости такой рукотворной системы, как парусный корабль, в условиях бесконечной изменчивости природных стихий стало для участников конференции наглядной иллюстрацией сложности достижения сестейнового (устойчивого) социально-экономического развития в перипетиях существования человеческой цивилизации.

«Шопен» на стоянке в Ставангере

Поднять паруса!

Доклад о «зелёной» энергетике

Работа конференции

Под всеми парусами

Как разобраться в изобилии канатов?

Канаты

На вахте (справа – весельчак Томаш)

Закат

Северное море

Ночное бдение

В штормовом море

Ночной climbing

Люди на мачтах

Серебряное море

Вахта – на чеку

Наша вахта

Руководители похода Ларс и Доминика

Вручение сертификатов